А. Бондарев пишет:
цитата: |
Да, Linzar, и не забывайте ещё, что Вы вообще читаете и берёте за духовное руководство. Лествица была написана для монахов. |
|
По моему вы оба влезли в крайности.
Слова Лествичника об "искушении" можно ведь истолковать и так;
Вопрос сказан в целях поиска истины, на примере слов и дел духовника, по незнанию.
Но для спрашиваемого это может быть и искушением.
Может поэтому Лествичник взял самый жёсткий вариант, дабы вопрошающий не боялся "страшных" вопросов задавать?
Вы заставили вчера меня стряхнуть пыль с книг Св.оо. Поискать ранее мною замеченую рекомендацию пресвитера Илии, Екдика. (Илия Критский) как должен относиться к критике, посвятивший себя служению Господу. (а с этого Линзар и начал свой разговор):
"30. Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли, хирургисал (оперировал) тебя (т.е. обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло) но взирая на выброшенную нечистоту, себя окаваяй, а Бога бывшаго такого о тебе устроения, благословляй"
Как видно из резкости ситуации, для критикуемого всё получается искушением, благословлённым Господом.
"33. Чем больше чувствуешь душевныя болезни свои, тем более будь благодарен тому, кто указал тебе их своим обличением. Ибо чрез это он стал ВИНОВНИКОМ для тебя совершенного очищения, без коего ум не может войти в чистую область молитвы"
Это конечно явно сказано для подвигающегося в умном делании. Но ведь и среди них были духовники. Несущие истину своим подопечным. И им сказано не осуждать критикующих.
"34. Когда обличают, или молчать надо, или кротко защищаться, если обличениеклеветливо; но не для того, чтоб поставить на своём, а чтоб исправить ошибку обличителя, соблазнившегося может быть по неведению дела."
Как видно, обличённому даже ошибочно, не следует осуждать искушающего. Ибо это от Господа (см. цитату выше)
"38. Укор возбуждает энергию в душе, а похвала разслабляет её и делает ленивою на добро."
Тут уж вообще укор ставится выше славословия.
Вобщем Св. оо. сами советовали себя обличать, а не славословить. И критику называли Божьим промыслом. Не в пример многим современникам, страшащимся даже в мыслях допустить сомнение в словах наставника. И считающих в любом случае обязательно "хвалить одежду короля, даже если он голый"
Из слов Илии, последнее является не божьим промыслом. в Отличии от искушений вызваных вопросами или замечаниями, человека ищущего истины.