Отправлено: 16.11.09 14:46. Заголовок: Когда рушатся богословские идолы.
Патриарх Кирилл Будучи еще архимандритом, я имел разговор с одним архиепископом, который в тот момент уже был на покое, но до того был постоянным членом Священного Синода, человеком очень влиятельным в нашей Церкви, не буду его имя называть. Он был глубоко убежден, что вообще не нужно никакого богословского образования, он сам его не имел. И говорил мне: «Вы там академию кончаете, а я вот сейчас выйду и на любую тему вам проповедь произнесу». И очень хвалился тем, что может произнести проповедь на любую тему экспромтом. В сознании этого владыки богословское образование было просто ненужным делом, может быть, даже вредным делом. Я не думаю, что среди нас есть такие архиереи, но несомненно, что для многих из нас повседневная наша забота о епархии, о приходах нередко оттесняет на второй план заботу о духовной школе. При таком подходе кандидату в священный сан не нужно ничего, кроме минимума литургических навыков. Вот мы и получаем в итоге требоисполнителя, позвольте прямо сказать, с широким карманом. Такой «идеал» священника смертельно опасен для Церкви. Такое требоисправление, оторванное от Предания, да и от благочестия, превращается просто в предоставление религиозных услуг за соответствующую плату. Но самое печальное то, что этот «идеал» возникает у горе-семинариста не на пустом месте — он видит определенные подтверждения своей теории в церковной жизни. Зачем требоисполнителю-наемнику социальная работа? Зачем миссия? Зачем образование? Зачем жертвенное служение людям? Да, в конце концов, даже жертвенное служение Богу? Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов. А почему, собственно говоря? Да потому, что без богословия мы можем начать передавать, по слову апостола Павла, бабьи басни (1 Тим. 4:7) вместо подлинного церковного Предания. Ведь так же и происходит, когда бабьи басни становятся частью местного предания и не отсекаются, потому что нет способности отсечь одно от другого, отделить одно от другого. На этой почве и рождаются ереси и расколы, когда бабьи басни становятся в сознании людей частью предания, когда они поставляются в центр Благовестия.
Именно богословская, ясная и трезвая церковная мысль должна быть важнейшим инструментом церковного целеполагания в сфере духовного образования. Духовная школа и ее научно-педагогическое ядро должны уметь методически адекватно выделить то важнейшее в догматическом, литургическом, мистическом, аскетическом, каноническом, миссиологическом и иных аспектах Предания, что должно быть усвоено будущим священнослужителем.
Мы постоянно говорим в наших духовных школах о послушании. Но не стоит ли за этим скрытое желание получить всецело послушных и запуганных людей, неспособных возразить начальству ни в какой ситуации? Не прививаем ли мы одновременно с послушанием низкопоклонство, человекоугодие и лицемерие? Может ли такой человек быть духовно свободным и ответственным пастырем, вождем своей паствы? Мы с вами слишком хорошо знаем, как зачастую за благообразным внешним фасадом скрывается лицемерие, притворство и цинизм. Мне приходится сейчас читать некоторые ваши рапорты, содержащие просьбы в отношении канонических прещений по отношению к тем или иным священнослужителям; приходится читать иногда и некоторые письма мирян. Поражаешься иногда тому, что собой представляет тот или иной священник. Тяжелейшее чувство испытываешь, когда все это читаешь. Но ведь где-то эти батюшки сформировались, они же не с неба упали, большинство из них семинарию, а некоторые и академию кончали. Мы с вами слишком хорошо знаем, что такое лицемерие и цинизм в церковной среде. http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html
Идолы рушатся тогда, когда открывается внутреннее этого идола полное нечестия и всякой неправды. Богословские идолы, то есть те, кого почитали за непререкаемую истину в последней инстанции, а каждое слово такого богословского оракула как нерушимую святыню рушатся в один день, в одно мгновение, когда тот или иной идол уходит в инославие или иноверие, вот тогда и для последователей такого богословского идолопоклонства наступает момент истины.
Отправлено: 17.11.09 11:03. Заголовок: С семинариями, надею..
С семинариями, надеюсь, все уладится.
Но к сожалению, у нас редко звучит в храмах проповедь по членам Символа Веры, в основном идет толкование на прочитанное Евангелие или на нравственные темы. Нашему священству следует растолковать народу доступно все основные христианские догматы, указать их прочное основание, и особенно уделив внимание греху против 9 члена Символа Веры - усилившимся попыткам размытия границ Церкви в связи с саранчиным нашествием всевозможных сект и приближения в концу времен, когда уже ясно видно созидание антихристовой лжецеркви; несколько раз в год указать с амвона на недопустимость суеверий в церкви, на следование "бабьим басням". В конце-концов просто повесить в притворе плакатик против них, положить на видном месте стопку листков на ту же тему. Словесное стадо надо растить и питать, а не надеяться, что все прочтут книги по догматическому богословию. Не у всех есть время и деньги на них, и не каждый способен усвоить трудные обороты и глубокие мысли, в них содержащиеся. Хорошо бы, чтобы "курс" проповедей по богословию состоял из связанных друг с другом объяснений, подобно тому, как делал это свт. Иоанн Златоуст, всегда напоминая, о чем говорили в прошлый раз и предваряя следующий.
Словесное стадо надо растить и питать, а не надеяться, что все прочтут книги по догматическому богословию. Не у всех есть время и деньги на них, и не каждый способен усвоить трудные обороты и глубокие мысли, в них содержащиеся.
С этим нельзя не согласиться. К тому же, многие начавшие самостоятельно своё "богословское образование", начинают искать объяснения необъяснимому, оставляя незамеченной саму суть. Сдаётся мне, не всем это полезно делать самостоятельно.
Вот мы и получаем в итоге требоисполнителя, позвольте прямо сказать, с широким карманом. Такой «идеал» священника смертельно опасен для Церкви.
Валентин П пишет:
цитата:
Мы постоянно говорим в наших духовных школах о послушании. Но не стоит ли за этим скрытое желание получить всецело послушных и запуганных людей, неспособных возразить начальству ни в какой ситуации? Не прививаем ли мы одновременно с послушанием низкопоклонство, человекоугодие и лицемерие?
Валентин П пишет:
цитата:
Мы с вами слишком хорошо знаем, что такое лицемерие и цинизм в церковной среде.
-----Да, сказанно прям в точку. С одной стороны есть раболепство перед высшими санами, а с другой есть батюшки которые и хотелиб, да немогут проявлять собственной инициативы. Я знал одного священника, очень грамотный и образованный,. Начал проводить духовные общения внехрамовой службы, у людей наконец появилось искреннее желание и участие в религиозном росте. Вопросы в ходе основных тем поднимались такие, что диву даёшся об искажённом восприятии православия подавляющего числа прихожан. Язычество и ересь в головах у наших православных(особенно женщин). Но настоятель потихоньку выжил того священника, ему невыгодно образование паствы. Умные, думающие и свободные люди вообще невыгодны многим нашим иерархам. Темной массой проще манипулировать и рулить. Священники немогут возразить ни праявящему благочинному, ни епископу ни архиепископу. Панство-вот ещё одна беда в РПЦ. Ни в одной иной автокефальной церкви панство так неразвито как у нас, в России. И это не моё мнение, я общаюсь с батюшками откровенно.
Отправлено: 19.11.09 22:26. Заголовок: ИРИНА А. пишет: Инт..
ИРИНА А. пишет:
цитата:
Интересно было бы узнать, что в вашем понимании "религиозный рост"?
-Хотябы элементарная катехизация, а дальше систематическое Богословие, сравнительное Богословие, апологетика и тд, здесь невспаханные просторы. Знаете, почему инославные и протестанты имеют успех и особенно молодёжных движений?-постоянное общение и изучение Писаний(пусть и в неких отклонённых и приметивных формах). А у нас вроде столь богатейший кладезь и мало кто его раскрывает. Именно общинность и деятельность могут заинтересовать ищущие души, чтоб каждый мог в этом учавствовать и сознавать свою причастность. ИРИНА А. пишет:
цитата:
Пожалуй, лучше говорить о своём мнении или предложить батюшкам поучаствовать в форуме и, от первого лица, а не от вас, высказать своё.
-Те батюшки никогда непойдут на такое, и меня просили их нераскрывать-Высшее их руководство тутже их накажет, либо денежное содержание урежут(а у всех есть жёны и дети), либо сошлют куды подальше-это правда, я ничего от себя тут невыдумал, что сам видел и слышал то и написал. Воообще это такое правило-неразглашать личности, чтоб кому небыло вреда. Вот Осипов в своих лекциях очень часто также выражается-"""знаю одного монаха или профессора или настоятеля-и такие вещи тот и тот творил""". И заметте, это делается именно не с целью осуждения того или иного иерарха(иначе как раз таки имя прозвучалобы обязательно), а чтоб человек сам, узнав себя в таком грехе -раскаялся, а другиеб не попались на его заблуждение-вот в чём смысл такой критики.
Пост N: 316
Info: православная христианка
Откуда: Россия
Рейтинг:
2
Отправлено: 20.11.09 09:35. Заголовок: Что касается «религи..
Что касается «религиозного роста», то, на мой взгляд, без духовного роста он ничто. Зачем тогда вообще такой рост нужен? Linzar пишет:
цитата:
Знаете, почему инославные и протестанты имеют успех и особенно молодёжных движений?-
Я, видимо, слишком далёкий от всего этого человек, так как не знаю о том, что инославные имеют большой успех среди молодёжи, более того я в этом сильно сомневаюсь. Linzar пишет:
цитата:
Именно общинность и деятельность могут заинтересовать ищущие души, чтоб каждый мог в этом учавствовать и сознавать свою причастность.
А вот с этим я соглашусь. Linzar пишет:
цитата:
чтоб человек сам, узнав себя в таком грехе -раскаялся, а другиеб не попались на его заблуждение-вот в чём смысл такой критики.
Так по Осипову, но он довольно значимая личность. И не многим дано вот так как А. Осипову обличать.
Отправлено: 20.11.09 10:00. Заголовок: ИРИНА А. пишет: Что..
ИРИНА А. пишет:
цитата:
Что касается «религиозного роста», то, на мой взгляд, без духовного роста он ничто. Зачем тогда вообще такой рост нужен?
-А я и неотделяю одно от другого, но прежде практики идёт теоретическая подготовка а никак не наоборот. Многие впадают в прелесть и язычество именно по недостатку веденья религиозного образования. ИРИНА А. пишет:
цитата:
Я, видимо, слишком далёкий от всего этого человек, так как не знаю о том, что инославные имеют большой успех среди молодёжи, более того я в этом сильно сомневаюсь.
-А вы сами проверте практикой и фактами-зайдите в храм, посчитайте мужчин до 37 лет, потом зайдите к яговистам, баптистам, пятидесятникам, церковь христа, и др в вашем городе и в любой из них будет на порядок больше молодых людей чем в православном храме. Удивлён что вы в этом сомневаетесь.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет