Кто есть Дух, что есть дух, какие у духа свойства, действие духа в человеке и на человека вот те вопросы, ответы на которые смогут определить, в чём же разница между душой и духом человека? Ибо некоторые путают душу – дыхание жизни в человеке с действием и проявлением в человеке духа, что не одно и то же.
Имеет ли душа разум, имеет ли разум дух? Но прежде, чем рассуждать о духе в человеке, необходимо иметь познания о Духе Всесовершенном, то есть Боге Всемогущем, Всеведущем и Вездесущим.
Бог - всесовершенный Дух, источник жизни видимого и невидимого мира.
Свойства Бога
Неотъемлемыми свойствами Духа Божия являются самобытность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, вездесущность, вечность, святость, праведность, милосердие, любовь и т.п.
Бог есть Существо самобытное. Он ни от кого и ни от чего не зависит по Своему бытию, а поэтому свободен от каких-либо перемен. Все условия Своего бытия Бог имеет в Себе Самом. Бог неизменяем в Своем Существе, Своих силах и совершенствах, во всех Своих качествах. Он не подлежит переходам из лучшего состояния в худшее или из худшего в лучшее, потому что Он всесовершенен. Тварный мир постоянно изменяется. Жизнь Бога не подлежит изменению.
Бог как чистейший Дух не ограничен никакими пределами пространства и Собою все наполняет. Бог присутствует везде. Вездесущие Божие надо понимать в таком смысле, что Бог прибывает везде, всегда и всецело. Подобно тому, как душа присутствует в каждой части человеческого тела, так и Бог присутствует во всех частях Вселенной. Бог всюду присутствует не только Своими действиями и силами, но и Самим Своим Существом. Бог вездесущ, почему же тогда говорят, что Он живет на Небе? Согласно христианскому учению. Господь Бог, хотя и присутствует всегда на каждом месте, но есть и отличная от всего тварного бытия непостижимая область, в которой пребывает Триипостасный Бог. Это та область бытия Божия, которую имеет в виду св. апостол Павел, когда говорит, что Бог "обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16). Запредельную, недосягаемую, недоступную для всех тварных существ область бытия Божия называют Небом небес или Престолом Всевышнего.
Бог все может. Все естественные и сверхъестественные силы подчинены Богу. Всемогущество Божие заключается не в том, что Бог может делать все, что нам вздумается, а в том, чтобы делать все, что не противоречит природе Божественной. "Если Бог хочет, вещества приобретают противоположные свойства", - такими словами подтверждает истину о всемогуществе Божием преп. Ефрем Сирин, и он же пишет: "Бог непостижим в Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них только то, что они способны вместить".
Всемогущий Бог – Дух имеет беспредельную силу все производить и над всем владычествовать, поэтому Его называют всесильным и Вседержителем. Своим могуществом Бог промышляет о творении и владычествует над ним, совершая чудеса.
Бог бесконечен в разуме Своем. Разум Божий можно рассматривать с двух сторон: как сам в себе (что приводит к понятию о всеведении Бога), так и в отношении к действиям Божиим (где мы получаем знания о высочайшей премудрости Бога).
Под всеведением Божиим следует понимать то, что Бог совершеннейшим образом знает Себя Самого и все вне Себя.
цитата: |
Вопрос, а что есть или могло бы быть вне Бога, если Бог есть совершенная Бесконечность и нет ничего, что есть или могло бы быть вне Божественной Бесконечности? |
|
Бог знает все прошедшее, настоящее, будущее, все возможное и случайное, даже условное, что может случиться только при определенных условиях. Бог знает все действия каждого человека, которые еще будут совершены в будущем. Такое знание называется Божиим предвидением. Бог хотя и знает, что каждый человек должен сделать, но Он не стесняет свободу воли человека, когда тот, например, совершает злые дела. У Бога нет насилия над свободной волей человека. Предвидение же Богом того, что человек сделает по своей свободной воле, не стесняет человеческую свободу, поскольку Божие знание об этих действиях человека не есть причина, производящая действия. Бог потому и предвидит, что так сбудется. В предвидении Божием нас особенно убеждает имеющееся в Священном Писании немалое число предсказаний будущих случайных действий человеческих, о которых было предсказано за сотни и тысячи лет до их исполнения. Господь Бог не ограничен в Своей святости. Будучи Сам Святым, Бог требует и от людей святости: "Итак будьте святы, потому что Я свят" (Лев. II, 45). В силу Своей святости Бог не может идти против Самого Себя и Своей святой воли. Бог не нарушает свободу воли Своих разумных созданий, которым Он даровал ее. Поэтому Господь и не препятствует Своим созданиям, когда они преступают Его волю.
цитата: |
Да, истинно Бог знает всё и одно благословляет, а иное попускает, но и наказывает за несовпадение с волей Божией. |
|
Премудрость Божия есть бесконечный Разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны и выражающийся в знании Богом наилучших целей и совершеннейших средств для их достижения. Бог имеет Волю, которая ни от чего постороннего не зависит, она совершенно свободна. Мир был приведен в бытие не по какой - либо внешней или внутренней необходимости для Бога, а единственно по Его свободному изволению. Наряду с разумом и волей, Бог имеет также и чувства. С точки зрения Своих чувствований Бог обладает всеблаженством и бесконечной благостью или любовью к тварям. Всеблаженство Божие означает то, что стремление Бога к бесконечному благу совпадает с самим обладанием им, и что Бог ощущает наивысочайшее блаженство от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы. У псалмопевца Давыда мы читаем: "Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек" (Псал. 15, II). Бесконечная благость или любовь Божия к тварям является Его сущностью, ибо "Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 16). Неизреченная любовь побудила Господа создать мир и непрестанно промышлять о нем. "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Псал. 144, 9). Высшим проявлением благости Божией явилось дело искупления: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3, 16). "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (Иоан. 3, 16). "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками" (Рим. 5, 8). "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Иоан. 4, 10).
Бог беспределен в Своем человеколюбии. Из бесконечного человеколюбия Божия вытекает милосердие и сострадание,которые означают, что Бог любит как послушных, так и непослушных сынов человеческих. "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф. 5, 45). Божие милосердие и сострадание неисчерпаемы. Однако Бог никогда не бывает равнодушным перед грехом и не может защищать его. Если же грешник чистосердечно раскаивается во грехе. Бог прощает его.
Милосердный Господь долготерпелив к грешникам, ожидая их покаяния, но при этом не следует забывать, что "Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих!" (Наум. 1, 2). Под этим мы должны понимать, что Он - Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли",- пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
В том, что в мире существует зло, вины Бога нет. Зло имеет своей причиной грех, который есть преступление воли Божией разумными существами, обладающими свободной волей. Подобно тому, как тьма - это отсутствие света, так зло - это удаление от Бога. То, что обычно называют злом в физическом мире, например, болезнь, неурожай, наводнение и т.д., не есть зло в истинном смысле. Такие наказания от Бога, посылаемые человеку, служат к его духовно - нравственному исправлению и поэтому заключают в себе силу добра. Зло же в подлинном смысле - это грех, беззаконие, удаление от Бога. Зло не имеет в себе самостоятельного начала. Оно появилось в мире после отпадения от Бога части возгордившихся ангелов во главе с денницей, которые стали олицетворением всякого зла, ненависти, вражды, богоборства.
Невидимый Бог может проявлять Себя и в видимом образе. "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя" (Иоан. 1, 32), - говорит, например, св. пророк Иоанн Креститель. В Ветхом Завете Господь Бог многократно являл Себя видимым образом людям, но при этом каждый раз человек видел Бога не таким, каков Он есть по Своему естеству, но таким, каким Господь желал открывать Себя людям. В дни земной жизни воплотившегося Сына Божия люди видели Его в образе человеческом, ибо Он, Господь Исус Христос, есть Богочеловек (и Бог, и человек). Будучи истинным Человеком, Христос имеет такую же плоть, какую имеют и все люди. Но тот факт, что Христос имеет человеческую плоть, не означает, что Дух Божий имеет руки, ноги, туловище, голову, глаза, уши и прочее, относящееся к человеческому телу.
В Св. Писании нередко встречаются выражения, приписывающие всесовершенному Духу Божию свойства человека. Так, читая Библию, можно подумать, что Бог (не в смысле Исус Христос по Своему человеческому естеству, а Бог как всесовершенный Дух) по - человечески видит, слышит, что - то делает руками, ходит и т.п. Все такие выражения следует понимать не буквально, а в переносном смысле, как иносказания, употребляемые для понимания человеком действий и естества Духа Божия. Так, руки Господа означают Его всемогущество, помощь - защиту; очи - всеведение, что Бог все видит; уши - что Он слышит все голоса и звуки, знает сокровенные помыслы каждого человека и т.д. Святитель Григорий Назианзин так говорит о телесных определениях, используемых при рассуждении о Боге: "По Писанию Бог спит (Псал. 43, 24), пробуждается (Псал. 7, 7), гневается (Втор. II, 17), ходит и имеет престолом Херувимов (Ис. 37, 16). Но разве Бог подвержен немощам? Разве Он есть тело? Ясно, что здесь представлено то, чего нет на самом деле. Соразмеряясь со своими понятиями, мы назвали и Божественное словами, взятыми из своего опыта. Когда Бог, по известным только Ему Самому причинам, как бы прекращает Свою заботу о нас, мы говорим, что Он спит... Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, это значит, что Он пробуждается... Он наказывает, а мы говорим: "гневается"... Он действует то здесь, то там, а по нашему - Он "ходит", быстро движется - "летает". Обращенность к нам мы называем "лицом", даяние и приятие - "рукою". И так всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас чем-нибудь, взятым из опыта человеческого".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/proof/7.html Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.
http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/luke_spirit_08g-all.shtml Человек во всей своей полноте сотворён Богом и имеет плоть, душу(дыхание жизни) и дух от Бога при сотворении. Господь образовавший дух человека внутри него (Зах. 12,1). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8).Затем через грехопадение произошло повреждение человеческой природы, её качеств и свойств, но ныне произошло и восстановление повреждённого, через Иисуса Христа Господа нашего во славу Отца Небесного. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36,26-27).